воскресенье, 15 июля 2012 г.

Путевые заметки

Путешествие в Мурадымовские пещеры

(Продолжение. Начало  здесь,   и здесь ).


Весь национальный парк отсюда как на ладони. От шлагбаума до шлагбаума около трех километров. Местечко довольно-таки уютное. Это, так сказать, видимая часть «айсберга», потому как про тот маршрут, который предстоит проехать нам завтра, мы ничего не знаем. С вершины также хотелось увидеть дорогу в самую глубь ущелья. Но ничего кроме густого леса и вершин деревьев не увидели.А ведь где-то там между ними петляет тропа, которая, как думаем, приведет нас через новые приключения, домой.


Вот и ужин, Фанис приготовил что-то непонятное, но вкусное: филейные части курицы, макаронные изделия и много майонеза. Прожитый день принес полное удовлетворение. Сытость и приятная усталость омрачались только промокшей одеждой. В дополнение ко всему этому пошел дождь, даже и не дождь вовсе, а какая-то влажная взвесь в воздухе, от которой, как показалось, одежда стала промокать еще сильней. Кто-то констатировал «…это гигроскопичный дождь…». 

Вечер затянулся, стало тихо, но лежать в палатке вовсе не хотелось, и поэтому мы, напялив дождевики, сидим у костра, травим байки, жарим сосиски, запивая все это горячим чаем без сахара. В палатку идти не очень хочется, сыро там, хотя сон уже с ног валит. Стемнело.

В конец промокшие пошли спать в ожидании скорейшего утра и яркого солнца, огромного и жаркого, которое высушит все и согреет нас наконец-то… Но с утра солнца не было, был только густой туман, сквозь который еле угадывалось голубое небо. Хоть и с трудом, но костер мы развели. Пока разводили, Руслан уже на своей керогазке чайник вскипятил, и напоил нас чаем, а костер, стало быть, так, для атмосферы, для запаха. День обещает быть интересным, и мы собираемся прогуляться в одну из пещер. Пещер здесь много, но экскурсии организованы только в одну, в «Новомурадымовскую». Вход 150 рублей. Так как на шлагбауме у нас большую часть наличности изъяли, думаем пройтись по другим пещеркам, только их сначала найти надо. Везде висят указатели в «Новомурадымовскую». По ним и идем, а вдруг повезет. В итоге, прибились к небольшой группе. С ними и дошли до пещеры. 

На небе тучи, а на нас одежда, которая еще не совсем высохла. Надеясь как-то согреться в пещере, я разочаровался почти с первой минуты пребывания в ней. Из глубины пещеры веяло сыростью и холодом. Было темно, но интересно.

Сначала медленно и долго шли по узкому извивающемуся коридору. Почему медленно, выяснилось когда в конце коридора появилась железная лестница, по которой вся группа карабкалась вверх в неизвестность, ну и мы следом за ними. «Зайцы», стало быть. 

Казалось, что чем глубже мы уходим в пещеру, тем становится холодней. И даже думать не хотелось о том, что там наверху уже, наверное, идет дождь, так как серое утро ничего другого не предвещало в этот день. Потеряв всякую надежду согреться и просохнуть здесь, мне захотелось наружу. Пусть там тоже сыро, но там есть костер, чай. Пройдя еще два зала, группа разделилась: экстремалы пошли дальше вглубь, а те, что уже «наелись», поплелись к выходу, и мы, естественно, тоже. Я шел и тихо мечтал, что вот-вот увижу солнце, почувствую теплый ветер и вдохну его полной грудью. 

Моей радости не было предела, когда при выходе из пещеры я увидел голубое небо, яркое солнце. До лагеря, где нас ждал мой отец Кириллыч, дошли на удивление быстро. Но усталость берет свое, к тому же дает знать ночевка в сырой палатке. Поэтому стали появляться первые провокационные мысли о том, чтобы не продолжать путь в глубь ущелья, как планировали сначала, а тем же маршрутом возвращаться домой. Да и оправдания для идеи находились как-то легко и вполне обоснованные. Но раз уж так, то решили до выезда посетить еще одну достопримечательность ущелья, пещеру под названием «Голубиный грот». Фанис нашу идею не поддержал и остался с Кириллычем в лагере. Пошли с Русланом. Пришлось подниматься по очень крутому склону. 

Вход в пещеру находится на вершине. Добрались. Очень уютное и красивое местечко. Вход довольно большой, и на первый взгляд не пещера это вовсе, а просто углубление в скале. Но после становится ясно, чтобы попасть в саму пещеру надо проползти через узкую, так сказать, лазейку. Далее попадаем в небольшие залы. 

Красивейший вид открывается нашему взору, все ущелье — как на ладони. И та неизведанная нами часть ущелья, куда мы каких-то полчаса назад решили не ехать, расстилается до самого горизонта. 

Стало даже как-то стыдно за себя, за то, что при малейших трудностях решили вот так просто свернуть с пути, изменить своей цели, изменить тому, к чему так долго готовились. И вот сидим мы с Русланом на вершине, наблюдаем всю эту красоту, познавая суть всего, что нас окружает, и твердо решаем: «Идем до конца!»

Спустились в лагерь, а там тишина, все спят. «Быстро, быстро подъем!», – будим мы наших спутников. «А покушать, а чай?» Какой там, надо до темноты проехать как можно больше, ведь никто из нас не знает, насколько долго придется ехать по ущелью. Свернулись, погрузились, спасибо этому дому, а нам пора!

И снова рёв наших моторов нарушил тишину этих гор. Я даже успел соскучиться по этому звуку. Попрыгали в седла и в путь. Самое интересное нас ждало впереди. Под колесами лежал хороший накатанный проселок, вселял уверенность, так как только он пока ещё напоминал о том, что не такие уж и дикие здесь места. 

Дорога, густой лес, и вдруг, дерево лежит поперек, да и не маленькое, как в сказке про разбойников. Объезжаем по лесу. Через пару километров — ещё одно. Пришлось оттащить, иначе «колясыч» не пройдет. Дорога змейкой вьется по дну ущелья, то теряется в траве, то вновь выводит на берег реки, которую то и дело переезжаем вброд

На развилке гадаем, направо или налево. Свернув налево, через километр упираемся в ручеек, а дальше дороги вовсе нет. Разворачиваемся и обратно до развилки. Так и продвигались потихоньку в глубь ущелья. 

А места, действительно, пошли дикие, ни намека на присутствие человека. Отец на «колясыче» вытворял порой просто невероятное, пробираясь на своем «оппозите» сквозь заросшую кустарником просеку и проходя броды аки как посуху. Порой я и сам удивлялся способностям «Урала» с коляской. Стемнело как-то неожиданно быстро, и дорога вывела нас на небольшую полянку, где мы вновь уперлись в развилку. Но тут уже без вариантов, значит налево, значит спускаемся к реке. Тут и решили встать на ночлег. На берегу нашли кострище, а возле – остатки мусора, видать люди тут были недавно. Натаскали дров, развели костер. Принялись готовить ужин, сушить обувь и одежду.

На реку опустился туман, от воды потянуло сыростью, стало прохладно и неуютно. Выручал костер, который согревал только обращенные к нему части тела. Вдруг в темноте за палаткой послышались странные звуки, там кто-то копошился. Стало немного не по себе, но в свете фонариков увидели, что это лисенок, корсак, уточнил мой отец. Зверь копошился в куче мусора, пытаясь найти что-нибудь съедобное. Кинули ему кусочек сала, но, наверное, ему показалось мало, он обиделся и убежал. И все же место для ночевки выбрали неудачно, ночью стало еще холодней, близость реки, однако. Забились вчетвером в палатку, но это не совсем помогало, недосушенная одежда и спальники не грели. Засыпая, я представил, как пью горячий глинтвейн с его ароматом специй и обжигающим вкусом, от которого тепло распространяется по всему телу. Наутро я проснулся с температурой. 

А. Абаимов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.