пятница, 19 октября 2012 г.

Славные сыны земли баймакской

Танцор и хореограф

 Памяти заслуженного деятеля культуры
Республики Башкортостан Явдата Бикбердина


Персонаж деревенского старика, умудрённого жизненным опытом, но при этом сохраняющего озорство, шутливость, в произведениях башкирского народного творчества, литературы, искусства встречается нередко. Особенно ярким он предстает в башкирских народных танцах. Неповторимый образ, созданный самобытным хореографом, заслуженным деятелем культуры Республики Башкортостан Явдатом Бикбердиным в танце «Хэтэу Аминский» («Весельчак из деревни Амин»), — тому подтверждение.

Впервые зрители увидели этот танец в талантливом исполнении артиста Рафката Юнусова. Будучи солистом Башкирской государственной филармонии, он, исполняя танец «Весельчак из деревни Амин», каждый раз срывал долгие аплодисменты. Явдат Бикбердин ставил этот танец специально для Рафката Юнусова, параллельно готовясь к участию в международном конкурсе в Ялте.

Персонажем танца «Весельчак из деревни Амин» является реальный житель деревни Амин, который отличался озорством, балагурством. Явдат Бикбердин находил элементы для своих танцев, наблюдая за людьми, природными явлениями, птицами, животными. И в этот раз, ставя «Весельчак из деревни Амин», неделями изучал характер, манеры прототипа персонажа танца, расспрашивал о нём у его односельчан.
 
В результате получился колоритный танец, требующий от исполнителя большого актерского таланта, полного перевоплощения, эмоциональности, выразительной мимики. То, что танец перемежается частушками, делает его более сложным для исполнения, но одновременно живым, комичным. Редко кому, помимо Рафката Юнусова, удавалось во всей красе воплотить этот образ на сцене. Именно через танец «Весельчак из деревни Амин» полностью раскрывается неповторимый талант, огромный творческий потенциал танцора и хореографа Явдата Бикбердина.
 
Между тем, хореографом Явдатом Бикбердиным на сцене создано много интересных и незабываемых образов. Отдельный блок составляют танцы исторического, патриотического плана: хореографические представления «Каравансарай», «Бурзянские воины», «Через Урал», «Маршрут», «Игзаков», «Кахым турэ», «Карахакал», «Кинзя», «Бейеш карак», «Охотник Юлготло», «На берегу реки Туяляс», «Кара юрга», «Колхозная молодёжь».
 
Автором вариаций танца «Баик», исполненного в начале XVII века исторической личностью Баиком-сэсэном в честь башкирских воинов, вернувшихся с победой с Отечественной войны 1812 года, также является Явдат Бикбердин. «Тунгаурский Баик», «Усарганский Баик», «Тамьянский Баик», «Девичий Баик», «Ушановский Баик», «Баик моего отца» сегодня с успехом исполняются на различных танцевальных площадках.
 
Танцевальные творения хореографа, в том числе шутливые танцы «Сонайым», «Кара тауык», «Кукушка», «Кусеевские зимагоры», составляли и составляют основу репертуара ансамбля народного танца Баймакского района «Ирандык», созданного при активном участии Явдата Бикбердина. Его авторские танцы широко представлены на республиканском конкурсе башкирского танца «Баик», проводимого Башкирским спутниковым телевидением. Впервые танцевальный конкурс под этим названием был организован по инициативе Явдата Зайнулловича в 1996 году в городе Баймак.
 
Насколько ярким и талантливым от природы танцором был Явдат Бикбердин, свидетельствуют отдельные страницы его биографии. Явдат Зайнуллович родился 10 июня 1952 года в селе Кусеево Баймакского района в многодетной семье. В семье воспитывалось 13 детей, Явдат был десятым. К слову, все дети Бикбердиных, получив достойное образование, нашли свое место в жизни.
 
По воспоминаниям родных, задатки танцора у их брата были с детства. Явдат в 7 месяцев начал ходить, в 3,5 года уже танцевал. И всегда мечтал стать артистом. Несмотря на уговоры пойти учиться в сельскохозяйственный институт, поступил в Стерлитамакское культурно-просветительское училище.
 
Сохранились письма Явдата агая, которые он, воспитанник Баймакской школы-интерната, писал своему родному брату Самату, студенту Башкирского государственного сельскохозяйственного института. В одном из писем ученик 5 класса Явдат пишет: «В школе ставили концерт. Я танцевал «Яблочко» и «Танец бригадира». Меня вызывали на сцену по 2-3 раза, пока я не выбился из сил».
 
Мэр города Дрезден, поразившись танцу «Кара тауык» («Черная курица») в исполнении Явдата Бикбердина во время гастролей по Германии в составе ансамбля танца имени Файзи Гаскарова, подарил ему целый чемодан подарков.
 
Иногда, чтобы войти в историю, творческому человеку достаточно создать одно талантливое произведение. Явдат Бикбердин за свои 44 года успел создать более двух десятков танцев, каждый из которых — яркий образец башкирского искусства.

А. Карагужина, член Союза журналистов РБ.
г. Уфа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.