пятница, 27 апреля 2012 г.

Ко Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах в России

Не утихает Чернобыля боль...

В апреле 1986 года человек столкнулся, пожалуй, с самым опасным и беспощадным врагом, которого не видно и не слышно, его не ощутить — лишь стрелка дозиметра «выдаёт» его присутствие. Имя этого врага — радиация. В день аварии на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС и после него сотни «ликвидаторов» шли навстречу смерти. Рискуя жизнью, здоровьем, они защитили людей от пагубного воздействия и дальнейшего распространения радиации по стране и планете.


Для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС были задействованы 600 тысяч человек из всех республик бывшего СССР, примерно 300 тысяч из них были россиянами, в том числе 36 человек из нашего района. На настоящий момент в городе и районе проживает 19 «ликвидаторов».
Рамазан Исмагилович Аманъюлов оказался в числе 36 баймакцев, которые были отправлены в сентябре 1986 года на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На тот момент у него за спиной была служба в армии, учёба в СПТУ, опыт работы на машиностроительном заводе. Известие о том, что ему предстоит ехать на ЧАЭС, он воспринял спокойно: надо —  значит надо. 

В течение месяца Рамазан Исмагилович и сотни других «ликвидаторов» проходили обучение на Тоцком полигоне. Их готовили по специальности «химик-дегазатор». Ужасающие картины заброшенных городов и населённых пунктов, мимо которых проезжал Рамазан Исмагилович, навсегда врезались в память. Пустые здания детских садов, школ, домов навевали тоску и одиночество. Словно жизнь здесь в один миг остановилась. По сути, так оно и было.

 Рамазан Исмагилович рассказал, в чём именно заключалась работа «ликвидатора»: «На ЧАЭС я провёл четыре месяца. Мы выполняли работу по дезактивации. Перед тем, как запустить нас на тот или иной участок, дозиметристы замеряли уровень радиации, и если он соответствовал установленным нормам, впускали. Работали в течение всего нескольких секунд, строго по графику. Жили в палатках, в 30 км от очага радиации. На тот момент уже была создана так называемая    «зона отчуждения» — эвакуировали всё население в радиусе 30 км от Чернобыля. Правда, в деревнях иногда встречались пожилые люди, которые, осознавая всю грозящую им опасность, тем не менее не захотели оставить нажитые места и предпочли остаться здесь. Их называли «самосёлами». Опустевшие деревни, колхозы были окружены колючей проволокой, здесь вырывали траншеи и сталкивали туда сломанные дома, предметы быта, умерших животных, чтобы уменьшить радиационный фон, который они излучали». Позже Рамазан Исмагилович получил медаль «За спасение погибавших» и значок участника ликвидации аварии на ЧАЭС.

После возвращения домой жизнь, казалось бы, вошла в прежнее русло: работа, семья, повседневные будни. Однако месяцы, проведённые в Чернобыле, остались в памяти навсегда. Да и проблемы со здоровьем стали напоминать о себе всё чаще. Наверное, поэтому после выхода на  заслуженный отдых Рамазан Исмагилович решил переехать в деревню Ишмурзы — поближе к природе. Здесь он проживает с семьёй и по сей день.                                      

Рамазан Исмагилович принимает активное участие во всевозможных мероприятиях, встречах, приуроченных к этой памятной дате. Не первый год он участвует во  встречах с чернобыльцами республики в Уфе, общается с единомышленниками. Он с радостью встречает каждый новый день, стремится наполнить смыслом каждое мгновенье, потому что в Чернобыле понял,  как бесценна и бесконечно дорога  человеческая жизнь.

З. Гадельшина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.