В детский сад?
С удовольствием!
Поступление ребёнка в детский сад сопровождается рядом неизбежных трудностей как для самого малыша, так и для его родителей. Ребёнку предстоит приспосабливаться к совершенно иным условиям, чем к тем, которым он привык в семье. А это совсем непросто.
О том, как помочь ребёнку пройти адаптацию в дошкольном образовательном учреждении, родители смогут узнать из интервью с медсестрой ЦРР-детского сада «Кубэлэк» города А. Н. Бабушкиной.
— От чего зависят характер и длительность адаптационного периода?
— От многих факторов: возраста, состояния здоровья, уровня развития ребёнка, индивидуальных особенностей, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети от 9 до 18 месяцев. Кроме того, необходимо помнить, что на третьем году жизни ребёнок вступает в критический период нервно-психического развития, известный как «кризис трёх лет». В случае выраженных проявлений кризиса (упрямства, агрессивности, негативизма) способность к адаптации ребёнка также снижается. Оптимальным возрастом для поступления в детский сад большинство специалистов считает 4 года. К этому времени у нормально развивающегося ребёнка появляются желание и умение играть со сверстниками, формируются навыки самообслуживания, значительно улучшается иммунитет. Всё это облегчает адаптацию ребёнка к пребыванию в дошкольном учреждении.
— Как могут помочь родители своему ребёнку в период адаптации к ДОУ?
— По возможности расширять круг общения ребёнка, помогать преодолевать страх перед незнакомыми людьми, учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего ребёнка, приучать к самообслуживанию. К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь самостоятельно садиться на стул, пить из чашки, пользоваться ложкой, активно участвовать в одевании.
Требования к ребёнку должны быть последовательны и доступны. Тон выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный. Также родители должны информировать воспитателей о каких-либо изменениях в состоянии здоровья ребёнка дома.
— Одна из больных тем — это отказ родителей от профилактических прививок. Что Вы можете сказать по этому поводу?— Когда ребёнок появляется на свет, он уже имеет иммунитет к некоторым инфекциям. Это обусловлено наличием антител, которые передаются через плаценту от матери к ребёнку. Такой иммунитет называют пассивным. Считается, что он угасает к концу первого года жизни. Для создания длительного активного иммунитета используется вакцинация. Вакцинация считается самым эффективным средством защиты против инфекционных болезней. И лучше, сделав прививку, предупредить болезнь, чем заболев, глубоко сожалеть о том, что упущено.
— Как происходит организация питания детей в детском саду и что посоветуете родителям учесть в период адаптации?— В детском саду к организации питания малышей подходят очень серьёзно и ответственно. Точно рассчитано, сколько белков, жиров и углеводов необходимо растущему организму. Еда должна быть максимально разнообразной, чтобы не надоедала детям. Из детского рациона исключается острая, жареная пища, способная раздражать слизистую оболочку органов пищеварения. Санитарные требования к хранению продуктов и приготовлению блюд также очень строгие. Все продукты, поступающие в ДОУ, имеют сертификат соответствия.
Если малыш только еще собирается пойти в детский сад, постарайтесь максимально приблизить домашний режим к режиму питания в детском саду. Заранее узнайте, какой режим дня в дошкольном учреждении , а также поинтересуйтесь меню.
Не паникуйте, если ребёнок в первое время после начала посещения детского сада станет хуже есть. Аппетит вернётся, как только малыш привыкнет к новой обстановке. Никогда не заставляйте ребёнка есть, пусть лучше кроха пропустит обед, чем съест его через силу, злясь и плача! Еда должна стать для ребёнка потребностью, а не одолжением, которое он делает нам, взрослым.
Постарайтесь отказаться от перекусов, больше гуляйте на свежем воздухе! Не надо давать малышу по пути в сад шоколадный батончик, а дорогу домой скрашивать чипсами, конфетами или сухариками. Вместо того, чтобы перебивать аппетит вредными лакомствами, лучше нагуляйте его: не спешите домой после детского сада, пройдитесь по парку, покатайтесь с горки или на качелях, полюбуйтесь красотой природы.
— Спасибо за беседу. Надеемся, родители возьмут эти советы на вооружение и их дети пройдут период адаптации к детскому саду легко и безболезненно.
З. Гадельшина.
Посеешь привычку — пожнёшь характер
В формировании личности значение привычки трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку — пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение окружающих. В основном, привычки закладываются в детстве и закрепляются в последующей жизни.
С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребёнку вести себя правильно? С самого доступного, конкретного и видимого — с внешних форм поведения, которые ребёнок перенимает у своих родителей и окружающих его людей. Родители должны следить за тем, чтобы у ребёнка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. В раннем детстве необходимо, чтобы ребёнок с помощью режима приобретал полезные привычки. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. Взрослые высказывают своё требование в виде несложных конкретных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её», «Сними с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно сомнётся и станет как старое», «Если что-то запачкалось или оторвалось, скажи мне, вместе мы решим задачу». Изо дня в день выполняя эти правила, ребёнок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём — содержании одежды, игрушек, книг. Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от родителей, говорят: «Разбрасывает вещи, неорганизованна — вся в мать», «Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, эти слова ребёнок не воспринимает как порицание, скорее, это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей), в результате закрепляются отрицательные привычки.
Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное, воспитания. Случается, что ребёнка чуть не до трёх лет кормят из ложки, умывают и одевают, постоянно идут на уступки. В результате он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия. Так, родители незаметно для себя способствуют накапливанию ребёнком аморальных привычек поведения.
Самое эффективное средство против дурных привычек — их предупреждение. Но если привычка уже возникла, то тоже не поздно искоренить её. Это возможно сделать даже взрослым, а маленькому ребёнку значительно легче, так как он больше поддаётся педагогическому влиянию. Но при этом следует вникнуть, отчего привычка возникла, и работать с причиной, а не последствиями.
З. Акбулатова,
воспитатель ЦРР-д/с «Звёздный».