Познавая окружающий мир
Социальное развитие — это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания являются наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребёнка. Например, в одних семьях ценится комфортное и приспособительное поведение, в других — самостоятельность ребёнка.
В тех случаях, когда ребёнок большую часть времени проводит в детском саду, в процесс его социализации включаются воспитатели и другие сотрудники ДОУ, которые оказывают влияние на формирование личности ребёнка, стиль его мышления и поведения. Таким образом, ребёнок приспосабливается к жизни в обществе, усваивает навыки взаимодействия и общения с другими людьми. Этот процесс происходит, с одной стороны, в форме прямых инструкций, которые взрослые дают детям, с другой — в форме контроля за их поведением, который они часто осуществляют с помощью запретов или наказаний.
Какие приемы и средства должен применять воспитатель, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка-дошкольника? Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является дисциплина. Это слово в переводе с латыни означает «обучение, воспитание». Дисциплина — это процесс научения, образования, то есть средств, с помощью которых осуществляется социализация. Цель дисциплины в гораздо большой степени состоит в том, чтобы направить действия, а не наказывать за ошибку. Главная цель дисциплины — сформировать этические и моральные нормы, развить самоконтроль для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам и правилам, которые установились в данном сообществе.
Чтобы развивать социальное развитие дошкольника, воспитателям надо использовать как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребёнку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание и покачивание головой, контакт взглядом, мимикой. Совместные с ребёнком действия при выполнении им неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, рисование, лепка), выслушивание, смех над шутками ребёнка и другие. Приёмов и методов очень много. Главное, помнить, что социализация ребёнка — это постепенный процесс, требующий комплексного подхода.
М. Кильмакова,
воспитатель высшей категории ЦРР-д/с «Кубэлэк».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.