пятница, 7 сентября 2012 г.

ИСЛАМ — РЕЛИГИЯ МИРОЛЮБИЯ

 

Последние несколько лет можно наблюдать, как в республике одна за другой возводятся новые мечети и церкви. К примеру, в  нашем районе для верующих распахнуты двери пятидесяти пяти мечетей. Совсем недавно открылась мечеть в д. Бетеря. Параллельно ведётся строительство храмов ещё в нескольких населённых пунктах района.  И если в вопросах выделения участков под строительство храмов, других оргмоментах не обойтись без помощи местных властей, то основное бремя по возведению и благоустройству мечетей и церквей берут на себя граждане, особенно инициативные предприниматели, выходцы из сёл и деревень. Это говорит о том, что люди стали уделять больше внимания духовной стороне жизни, традициям, почитанию своих предков. Сейчас как никогда остро ощущается потребность людей в религии, свидетельством тому — возрастающее число прихожан.
Между тем, в свете осенних событий прошлого года, когда группа радикально настроенных мусульман попыталась захватить власть в Баймакской мечети, иные СМИ стали называть Зауралье центром экстремизма. Последователи традиционного ислама сумели тогда восстановить мир среди прихожан. После этого инцидента в Баймаке состоялось совещание, где приняли участие не только представители верховной религиозной власти республики и руководители Совета по межконфессиональным отношениям при Правительстве Республики Башкортостан, но и имам-хатибы Зауралья, выступившие с резкой критикой произошедших событий и действий со стороны религиозных экстремистов.

После этих событий имам-хатибом Баймакской мечети стал  Баймухамет-хэзрэт Гиззатуллин. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о том, как изменилась за это время религиозная обстановка в районе и о том, какую роль играет ислам в современном обществе.
— Какие выводы были сделаны после прошлогодних событий? Почему подобное могло произойти в провинциальном городке, где, казалось бы, каждый человек на виду?
— Трудность в том, что многие вновь пришедшие в ислам плохо представляют себе отличия традиционного ислама от нетрадиционного. После многих лет атеистического воспитания, когда наше общество было оторвано от своих религиозных корней, мы все оказались неграмотны. Многие мусульмане не знают истину своей веры, свое вероучение. В первое время ислам развивался спонтанно, тогда нашлись те, кто по-своему интерпретировал слова пророка, создав радикальные течения. В последнее время имамы уже ведут целенаправленную деятельность по профилактике  религиозного экстремизма, последователи которого стремятся нарушить мир и порядок в обществе.
Добавлю, что мы должны знать не только свою религию, но и уважать  культуру и религию своего соседа. Если мы будем лучше знать друг друга, то тогда будет большее доверие. Если будет большее доверие, тогда возникнет уважение друг к другу.
Когда говорят, вот террористы взорвали то-то, совершили теракт, люди сразу настраиваются негативно к той нации, представители которой совершили преступление — не к тем, кто совершил теракт, не к преступникам, а именно к народу. Но целый народ не должен страдать из-за одного или даже многих преступников. Также религия не виновата из-за действий одного человека.  Экстремисты преследуют не религиозные цели, они не воюют во имя ислама. У них или корыстные цели, или политические цели – добиться власти. В их головах содержится крайне извращенная информация о вере. Не религия движет ими.
Сейчас свою работу в мечети мы начинаем с предостережений и проповедей, особенно молодому поколению, что есть и иные течения ислама, которые пропагандируют агрессию и воинственность. И нужно быть очень осторожными.
— Таким образом, в исламе не заложена агрессивность, а наоборот – миролюбие. И нужно с детства приучать к терпимости, уважительному отношению к другим, пониманию…
— Совершенно верно. Ислам является миролюбивой религией, где убийство человека приравнивается к убийству всего человечества. В истории человечества представители ислама никогда не участвовали в мировых войнах. Ислам распространяет мир, и каждый мусульманин должен быть мирным, миролюбивым. Этому учит священный Коран. Каждый миролюбивый человек должен распространять мир, терпимость, уважение к другой культуре, к другой религии, быть веротерпимым.
— В основе мусульманства много важных нравственных посылов. И, прежде всего, отношение к старшим, уважение своих родителей. Как Вы считаете, способен ли ислам излечить современное общество от безнравственности?
— Религия – это нравственность, богобоязненность, искренность,  благожелательное отношение человека к окружающему миру и, конечно, к своим родным и близким. Человек, соблюдающий религиозные заповеди, никогда не совершит преступных деяний. Сейчас мы кричим о том, что мир катится в бездну пороков, общество потеряло нравственные ориентиры. Конечно, после того как произошла перестройка, был сметён советский режим, прежние нравственные ценности разрушены, перестройка произошла и в душах людей. Но ситуация меняется. Посмотрите, сколько сегодня молодых инициативных людей, заинтересованных в развитии и процветании своей страны, республики, района. И тот факт, что люди разных возрастов и национальностей возвращаются к религии, стремятся к душевной чистоте, приходят в храмы, дарит надежду на то, что нравственное возрождение общества состоится.
Если говорить о родителях, то ислам обязывает детей любить их, уважительно относиться к ним и никогда даже грубым словом не обижать. По этому поводу в хадисах (высказываниях) пророка отмечено: воистину рай под ногами твоей матери. Каждый из нас должен быть милостивым и милосердным. Эти качества каждый мусульманин должен воспитывать в себе. Хорошо известно: в мусульманских странах не бросают своих родителей, не оставляют без внимания в старости и не отдают их в дома престарелых.
Также и родители всегда должны относиться с любовью к своим детям, с маленького возраста приучать к нравственности, этике, правилам поведения. Если в семье ребенок будет воспитываться в таком духе, он будет стремиться к доброте, милосердию, и, в конце концов, будет относиться доброжелательно к окружающим.
— Окидывая мысленным взором историю, можно сказать, что основные мировые конфессии никогда не враждовали. Это так?
— Многие народы, живущие в России, исповедуют ислам, и эти народы вошли века назад в состав России. Мы никогда не враждовали, и на религиозной основе между православными и мусульманами никогда не было конфликтов. Исламский мир, христианский мир, мы можем вместе дружно сосуществовать, жить в мире и трудиться, созидать, строить наше общее будущее. Многие века мусульмане и православные живут в мире и согласии.
— С нового учебного года в школьную программу для учащихся начальных классов войдёт новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Как Вы относитесь к данному нововведению?
— Данный курс, по словам педагогов, преследует цель сформировать у детей осознанное стремление к нравственному поведению. На этих уроках дети смогут ознакомиться с историей развития основных религий мира, жизнедеятельности пророков. Обучение будут проводить учителя, хотя было бы лучше, если занятия проводили религиозные деятели. Но даже так, это нововведение — шаг к тому, что учащиеся с детства будут знакомы с историей мировых религий, а значит, вырастут более осведомлёнными в вопросах религии.
—  Как на настроении мусульман отразился ремонт мечети?
— Ремонт мечети близится к завершению. Это, конечно, положительно сказалось на настроении прихожан. Главная инициатива и поддержка в этом вопросе исходила от главы Администрации района И.Х. Ситдикова.   От имени всех мусульман района выражаю ему сердечную признательность за такое большое внимание и поддержку.
— Спасибо за интересный разговор. Желаем Вам успехов в деле духовного возрождения общества.
 
З. ГАДЕЛЬШИНА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.