Наши деньги, наши права!
Ежегодно 15 марта международная обществен-ность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения. В 2012 году этот день будет проходить под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».
Аналитики сходятся во мнении, что финансовая грамотность населения — главное средство против бедности, один из способов снижения экономических рисков страны. Проведенные Всемирным банком и другими международными организациями исследования свидетельствуют о том, что значительная часть наших соотечественников не имеют базовых финансовых знаний. Это ограничивает граждан в принятии правильных решений, например, грамотном и продуктивном применении возможностей по кредитованию, вложению своих денег в ценные бумаги, использованию сбережений в виде депозитов или управлению пенсионными накоплениями для снижения рисков по ним и обеспечения своего материального благополучия. Усугубляется положение слишком сложным и запутанным законодательством, понять которое не под силу рядовому гражданину, и практически полным отсутствием защиты прав потребителей на финансовом рынке. В результате потребитель становится уязвимым перед лицом расчетливой финансово-кредитной машины и никак не застрахован от злоупотреблений, мошеннических действий и афер со стороны отдельных организаций.
Ежегодно 15 марта международная обществен-ность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения. В 2012 году этот день будет проходить под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».
Аналитики сходятся во мнении, что финансовая грамотность населения — главное средство против бедности, один из способов снижения экономических рисков страны. Проведенные Всемирным банком и другими международными организациями исследования свидетельствуют о том, что значительная часть наших соотечественников не имеют базовых финансовых знаний. Это ограничивает граждан в принятии правильных решений, например, грамотном и продуктивном применении возможностей по кредитованию, вложению своих денег в ценные бумаги, использованию сбережений в виде депозитов или управлению пенсионными накоплениями для снижения рисков по ним и обеспечения своего материального благополучия. Усугубляется положение слишком сложным и запутанным законодательством, понять которое не под силу рядовому гражданину, и практически полным отсутствием защиты прав потребителей на финансовом рынке. В результате потребитель становится уязвимым перед лицом расчетливой финансово-кредитной машины и никак не застрахован от злоупотреблений, мошеннических действий и афер со стороны отдельных организаций.
К организации мероприятий по повышению качества защиты прав потребителей финансовых услуг привлечён непосредственно Роспотребнадзор. Среди преобладающих вопросов, с которыми граждане обращаются в Сибайский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, оказались вопросы, касающиеся неправомерных действий банков в сфере выплат по вкладам, а также потребительского кредитования. Это взимание неустойки за несвоевременное исполнение обязательства по выплате суммы кредита: неустойку в данном случае банк рассчитывает, исходя не из суммы очередного платежа, а из общей суммы кредита. Это применение сверхсанкций за нарушение условий кредитного договора о сроках исполнения обязательств, то есть при нарушении срока выплаты кредита должник выплачивает банку несколько сумм, называемых неустойками (пенями), штрафами, процентами, комиссиями и т.д. Это взимание с граждан комиссии за открытие и ведение ссудного счета при оформлении кредитного договора. Это предусматривание в договоре конкретной подсудности (в суде по месту нахождения банка), хотя истцу по искам о защите прав потребителей предоставляется так называемая альтернативная подсудность. Это предъявление требований со стороны банков по погашению неизвестно каким образом сформированной задолженности по кредитному договору, учитывая, что кредит уже погашен. Это одностороннее повышение банками ставок по кредитам. Это заключение различных обязательных договоров страхования жизни и здоровья. Это введение граждан в заблуждение рекламой о размерах процентной ставки по предоставляемым кредитам.
Таким образом, прежде чем принять решение об обращении за определенной финансовой услугой, потребитель должен получить о ней полную информацию в доступной ему форме. В процессе же пользования услугой до клиента следует своевременно доводить сведения относительно любых односторонних изменений условий ее дальнейшего предоставления, с тем, чтобы он имел возможность отказаться от данной услуги без штрафных санкций, если такие изменения его не удовлетворят.
В рамках работы по обеспечению законности в сфере потребительского кредитования и повышению финансовой грамотности населения, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан подготовило памятку для потребителя финансово-кредитных услуг, которую легко можно найти на официальном сайте нашей службы.
Также с целью информирования о рисках, связанных с использованием банковских карт, Центральный Банк Российской Федерации подготовил письмо от 2 октября 2009 года № 120-Т «О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт». Соблюдение рекомендаций, содержащихся в памятке, позволит обеспечить максимальную сохранность банковской карты, ее реквизитов, ПИН и других данных, а также снизит возможные риски при совершении операций с использованием банковской карты в банкомате, при безналичной оплате товаров и услуг, в том числе через сеть Интернет.
Из всего вышесказанного следует, что при использовании финансовых услуг и самим гражданам не стоит терять бдительность. Им нужно просто более сознательно относиться к выбору того или иного финансового продукта, проявлять инициативу в сборе информации, не бояться отстаивать свои права.
Для досудебного урегулирования споров в области финансовых услуг потребители могут обращаться в Сибайский отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по адресам: г. Сибай, ул. Кирова, 44, тел. (75) 3-44-71, или г. Баймак, ул. Мира, 1а, тел. 2-23-72.
Р. Аминева,
специалист II разряда Сибайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.