пятница, 16 марта 2012 г.

Из опыта работы Ю.П. Морякова

Размышления  о культуре земледелия
Итоги последних лет показали, что состояние растениеводческой отрасли в районе оставляет желать лучшего. Чтобы поправить положение, ставится задача поиска новых технологий. Наряду со стремлением к новому не следует забывать и об испытанном опыте старшего поколения хлеборобов. Я имею в виду обеспечение высокой культуры земледелия. В свое время многое сделал в этом плане знатный агроном района и республики Юрий Петрович Моряков, который, будь он жив, в конце февраля отметил бы свое 75-летие. Вниманию тружеников села предлагаем некоторые высказывания заслуженного агронома республики с 37-летним стажем, которые актуальны и сегодня.

С 1973 года и до конца своей жизни (4 марта 1997 года) Ю.П. Моряков работал главным агрономом Зилаирского совхоза. В 1994 году он писал, что прошедшая уборка урожая вскрыла многие проблемы, не позволила достичь ожидаемых результатов. Дождливая осень и в прошлом не раз бывала, но случались «окна», позволяющие вести обмолот, а на этот раз, как говорится, и «форточек» было мало. Отрицательно сказалась еще одна особенность: хлеба созрели раньше обычного (в конце августа), а дождливый сентябрь не давал возможности вести уборку, поэтому зерна начали прорастать на корню.

Семена пшеницы дают пониженную всхожесть. Одна из причин — прорастание зерен на корню и в валках, другая причина — сказалась сушка семян на Сибайском элеваторе (трудно соблюдать семенной, мягкий режим). Да и до того, как влажное зерно попадает на сушилку, проходит немало времени (7-8 дней), оно греется и, естественно, теряет всхожесть.
Мы в очередной раз убедились в необходимости решения проблемы насчет собственного сушильного хозяйства (только в этом году достроим ДСП-50). Опять вынуждены были пользоваться услугами Сибайского элеватора, затратив на это огромные дополнительные средства. Причем там не гарантируют нужные посевные качества высушенных семян.
В беседе в 1997 году Ю.П. Моряков отмечал, что целина в целом сыграла положительную роль в развитии хозяйства. До 1968 года наблюдался устойчивый рост производства зерна, потому что сохранялось естественное плодородие почв, повышалась культура земледелия, шла интенсификация за счет лучшей технической оснащенности и большего использования удобрений.
При подъеме целины допускались и нежелательные крайности, о чем не мог умолчать Юрий Петрович Моряков. Он считал, что в погоне за площадями были распаханы склонные каменистые участки, что привело к водной, ветровой эрозии. Причем пахота велась только отвальными плугами. Все это привело к отрицательным последствиям — на одну треть уменьшилось естественное плодородие. В связи с этим с 1968 года в совхозе наметилась тенденция снижения урожаев, валовых сборов зерна.
Перелом наступил лишь с 1976 года, когда в хозяйстве по инициативе нового главного агронома была внедрена почвозащитная система обработки, когда заметно были увеличены площади чистых паров, приняты другие меры по повышению культуры земледелия.
Ю.П. Моряков говорил, что очень часто возникает проблема качества посевного материала. Зачастую семена высокой репродукции за бесценок сдаем на элеватор, в обмен получаем не совсем качественные. До сих пор нет-нет да выручал Казахстан. А сейчас он стал другим государством. Кто же поможет? Выход видится в том, чтобы создавать государственные семенные страховые фонды. И не только в масштабе района, а всего Башкортостана, и даже России. Еще в дореволюционной России крестьяне обращали на этот вопрос внимание. Середняки обычно имели двухгодовой резерв семян на случай какого-либо бедствия, зажиточные — даже трехгодовой.
В этом плане мы также стремимся кое-что делать. Засыпаем семена с запасом, после посевной остается их до 40-50 процентов. Но затем оставшиеся семена «съедает» животноводство. В интересах дела семенами должен бы распоряжаться только главный агроном. Но на деле получается не так, порой он даже может не знать, что посевной материал используется не по назначению.
Это наталкивает на мысль, что полеводство становится как бы второстепенной отраслью, действует остаточный принцип при распределении материальных ресурсов: сначала животноводство, строительство, если останется — в полеводство. Правда, в период тех или иных сельскохозяйственных кампаний внимание усиливается. Но ведь урожай делается, скажем, не только в посевную, а готовится круглый год. Минеральных удобрений вносится на гектар в пределах 40 килограммов в действующих веществах. Этого явно недостаточно, а тенденция складывается к уменьшению. Еще хуже положение со средствами защиты растений.
Семена с любого поля не возьмешь. Там, где намечено, ждешь полного созревания, чтобы влажность зерна была не более 17-18 процентов. Только дождешься такого положения, начинается дождь. А если был бы страховой запас в полной потребности, то при неблагоприятных условиях не стали бы ждать получения относительно сухого зерна, а начали бы жатву на три-четыре дня раньше. Тем более, если было бы надежное сушильное хозяйство.
Опыт последних лет подтверждает мысль об изменении структуры зерновых культур в пользу расширения посевов озимых. Рожь выращивать проще, но республика от Зауралья ждет в первую очередь пшеницу. Значит, речь может пойти об озимой пшенице. В 1993 году она у нас на 63 гектарах дала по 45,7 центнера урожая при влажности 13 процентов. От яровой пшеницы, расположенной на том же поле, получили на 10 центнеров меньше. Причем озимые молотили в конце июля, яровые — в сентябрьское ненастье. Конечно, приходится учитывать то, что озимая пшеница требует высокого уровня  агротехники — кулисные пары, достаточное удобрение полей. Будем учитывать и обеспеченность почвы влагой: если гарантируется урожай — посеем озимь, а если нет, пары оставим под яровые культуры.
Именно так получилось в последние два года. Из-за сильной летне-осенней засухи мы не посеяли озимую пшеницу ни под урожай 1996 года, ни под нынешний урожай.
Уборка урожая, конечно, во многом зависит от комбайнов. Мы имеем более 40 «Донов», намерены довести их число до 50. Первые агрегаты за семь сезонов намолотили по 15-20 тысяч тонн зерна, их также нужно обновлять. Нагрузка на комбайны остается высокой — в пределах 300 гектаров, а на обмолоте — еще больше. Если бы, скажем, на «Дон» приходилось по 200 гектаров, то уборка длилась бы только десять дней.
Мы вынуждены прибегать к раздельной уборке из-за того, что поля засорены. А на Западе и в США раздельной уборки нет. Там широкое применение получили дефолианты — препараты для обезвоживания на корню всей растительной массы за 10-12 дней перед уборкой урожая. Рано или поздно мы придём к этой современной технологии.
В нынешних условиях экономической нестабильности важное значение имеет материальная заинтересованность тружеников села посредством натуроплаты, ибо она более значима, чем деревянные рубли, которые к тому же выдаются с большим опозданием. Но доля оплаты продукцией остается невысокой. Тем не менее наши механизаторы считают, что оставлять поле незасеянным, а хлеб неубранным — это безнравственно, поэтому они, несмотря ни на какие трудности, продолжают свое благородное хлеборобское дело.
В этих высказываниях — весь Юрий Петрович Моряков с его беспокойным характером и неуспокоенностью: критический анализ сделанного, широкий взгляд на будущее, конкретные предложения по дальнейшему развитию растениеводческой отрасли. Именно такой творческий и принципиальный подход к делу помогали ему столько лет добиваться хороших результатов. Словом, он был агрономом не по назначению, а по призванию.
Р. Утяев. 
На снимке: На зилаирской земле часто проводились районные и зональные семинары по полеводству. Ю.П. Моряков (крайний справа) щедро делился своим опытом. 


Турнир в честь Ю.П. Морякова
В ФОКе села Ургаза состоялся волейбольный турнир, посвящённый памяти заслуженного агронома республики Юрия Петровича Морякова. Ему исполнилось бы 75 лет. В турнире участвовали восемь команд. Первое место заняла команда с. Старый Сибай, второе — с. Ишмухаметово, третье — д. Ахмерово Мукасовского сельсовета.  Участие в соревнованиях приняли также команды с.Ургаза, дд. Баишево, Сосновка, Исянгильдино Хайбуллинского района.
 Победители и участники были награждены памятными подарками. Спонсорами мероприятия выступили заслуженный механизатор БАССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Б.Я. Фролов, глава Зилаирской сельской администрации С.Х. Шагалин, директор ООО «Зилаирский» С.М. Ибрагимов, фермер А.А. Шарафутдинов. Эта встреча показала, насколько велико уважение и почитание земляками знатного агронома, который вложил в любимое дело всю свою душу, талант и мастерство. 

С. Рафикова,
 общ. корр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.