Вся палитра чувств — в танце
Стихия танца завораживает. Словно по указке кого-то невидимого, зрительный зал затихает в ожидании момента, когда эмоции достигнут своего апогея и окружающий мир потеряет реальные очертания. Останутся только музыка, биение сердца и магия танца, пробуждающая самые разные чувства. Танцев в мире – неисчислимое множество, но именно народный танец является родоначальником всех остальных.
Челябинский ансамбль народного танца «Айгуль» уникален тем, что основу их репертуара составляют башкирские танцы. Опережая вопрос: в чём связь между городом Челябинском и башкирскими танцами, напомним, что в Челябинской области есть два района, в которых издавна проживают башкиры — Аргаяшский и Кунашакский. И среди них много талантливых людей, неравнодушных к искусству и культуре своего народа.
Обычно представители любой национальности, переезжая в другие регионы, создают диаспоры и стремятся сохранить и укрепить связь с родной землёй. Такая предыстория была и у ансамбля «Айгуль», когда в далёком 1959 году заслуженный работник культуры РСФСР и БАССР Рамазан Нургалеевич Шагалеев собрал вокруг себя энтузиастов народной самодеятельности. Изначально был создан башкирский театр, где ставились пьесы известных башкирских драматургов и писателей, позднее театр был преобразован в ансамбль песни и танца. В 1975 году коллектив получил звание народного. За 50 лет своего существования ансамбль исколесил с гастролями почти весь бывший Советский Союз. В ансамбль тянулись все, кому близки и дороги родной язык, песни и танцы, так как именно в них отражена душа народа.
Шли годы. Изменились требования к сценическому искусству, пришли новые руководители, изменился и сам ансамбль. Сегодня у коллектива немало заслуг, побед на всевозможных конкурсах и гастрольных концертов. В ансамбле несколько возрастных групп. В наш район приехала старшая группа, в состав которой входят учащиеся школ и студенты под руководством выпускницы Челябинского колледжа культуры Земфиры Хайруллиной и студента Челябинской академии искусств Инвира Хисаметдинова.
Возвращение к истокам
Любое творчество нуждается в духовной подпитке, источнике вдохновения. Встреча ансамбля «Айгуль» и баймакских творческих коллективов стала равноценной для обеих сторон. На протяжении пяти дней гости знакомились с культурой нашего края, впитывали атмосферу, красоту, делились мастерством танца. И, конечно, не могли остаться в стороне от знакомства с первой столицей республики — селом Темясово. Гостей ожидала познавательная экскурсия по Темясовскому историко-краеведческому музею-филиалу Национального музея Республики Башкортостан. Директор музея Р.Р. Абсалямова ознакомила гостей с экспозициями музея, рассказала о работе первого правительства Республики Башкортостан в 1919 году и важных исторических событиях. Внимание челябинцев привлекли старинные предметы: домашняя утварь, орудия труда, одежда, различные ремесленные изделия башкир. Большой интерес вызвал у ребят ткацкий станок, на котором ткали башкирские рукодельницы. Попробовав себя за работой на станке, ребята сделали вывод, что это очень интересное и увлекательное занятие.
Также танцоры побывали в Детской музыкальной школе села, воспитанники которой показали своё мастерство танца и пения. Встреча завершилась концертом ансамбля «Айгуль». В зале сельского Дома культуры не было свободных мест, каждый выход ансамбля зрители встречали бурными овациями.
В разные дни гости посетили сс. Ст.Сибай, Ургаза и д. Чингизово, где также увидели много интересного — обычаи башкир, выступления творческих коллективов, попробовали традиционные башкирские блюда. В с.Ст. Сибай, например, запоминающимся моментом для гостей стала встреча с фольклорной группой «Атайсал» и образцовым ансамблем танца «Атайсал». В этот же день челябинцы посетили музей г. Сибай. Познавательным было посещение с. Ургаза, в частности, Баймакского сельскохозяйственного техникума. Здесь же фольклорная группа учащихся ООШ д. Октябрь показала челябинцам элементы обрядового фольклора башкир.
В д. Чингизово челябинских танцоров настолько впечатлило выступление образцового ансамбля д. Буранбаево «Медный каблучок», что они, забыв о времени, принялись при заинтересованном подходе руководителя ансамбля З.З. Аралбаевой разучивать башкирский танец «Кара юрга». Результат приятно удивил и педагога, и самих гостей.
Мастер-классы
Одним из важных моментов стало посещение гостями Баймакского историко-краеведческого музея и экскурсия по городу, которую возглавила директор музея Н.М. Галина. В Детской школе искусств им Г. Сулейманова челябинцы посетили мастер-классы по кураю и думбыре — эти национальные музыкальные инструменты вызвали искренний интерес у гостей. Преподаватели по классу курая И.М. Мурзаев и думбыре Л.Р. Исянгулова провели ознакомительные уроки, их воспитанники продемонстрировали мастерство игры на инструментах. Мастер-класс по кураю показал и профессиональный кураист Р.Р. Багаув, из уст которого ребята услышали ценные рекомендации по совершенствованию навыков игры на курае.
Современный взгляд на классику
Мы все привыкли видеть исполнение башкирских народных танцев в академическом стиле, то есть в том виде, в котором они передавались у башкир из поколения в поколение. Подача башкирских танцев у ансамбля «Айгуль» немного иная. Побывав в качестве зрителя, который имел счастье увидеть их выступления воочию, отмечу, что больше всего впечатлила динамичность движений, которая наблюдается даже в лирических танцах. Не могли оставить равнодушными артистизм и эмоциональность танцоров. Больше всего зрителей покорил танец с копьями «Кочевники», который по зрелищности и размаху больше напоминает театрализованное представление. Интересно было наблюдать за реакцией зрителей старшего поколения в зале: как они воспримут столь непривычную интерпретацию башкирского танца? Постановщик номера Инвир Хисаметдинов, который в своё время был руководителем и поставил не один танец для ансамбля, отметил: «Для того, чтобы сохранить культуру башкирского народа, нужно заинтересовать молодёжь, преподнести основные элементы в новом, неизбитом варианте. Ей интересно то, что ярко, зрелищно и современно. Конечно, приходилось слышать не только одобрение, но и критику относительно моих идей и постановок, особенно от старшего поколения, но главное, что молодёжь это «цепляет», а затем она начинает задумываться об истоках — это своего рода указатель на пути познания культуры и истории своего народа».
В репертуаре ансамбля есть такие башкирские танцы, как «Гульназира», «Сыновья Тимербая», «Ак коштар», «Башкортостан». На «ура» встретила публика исполнение танцев народов мира — украинского, испанского, ирландского и других. Одним словом, челябинские танцоры подарили нам незабываемый праздник танца и красоты.
Впечатлениями от пребывания в нашем районе поделилась руководитель ансамбля Земфира Хайруллина: «Мы просто в восторге от вашего края! Понравилось абсолютно всё: природа, насыщенная культурная жизнь, самобытность и гостеприимство баймакцев. Удивило, насколько талантливы люди в деревнях — можно многому поучиться у них. Интересными и познавательными были мастер-классы. Очень понравились экскурсии по музеям, большое впечатление оставило знакомство с первой столицей республики. Мы живём вне родного края, оторваны от традиций и культуры своего народа, поэтому эта поездка для нас — важное и незабываемое событие. Приезжая в деревни, мы, как правило, останавливались в библиотеках, ребята интересовались книгами на башкирском языке, в одной из библиотек даже попросили подарить литературный журнал, чтобы увезти на родину в качестве методического пособия. Ребята были в восторге от местной кухни, например, мы в первый раз попробовали кызыл эремсек, корот. Огромное спасибо Министерству культуры Республики Башкортостан, которое организовало эту поездку, Администрации Баймакского района и всем баймакцам за тёплый, душевный приём».
На снимках: Зарифа Аралбаева показывает гостям основные элементы танца «Кара юрга». Танец «Кочевники» в исполнении ансамбля «Айгуль». Старший научный сотрудник Темясовского музея З.А. Утябаев (второй слева) знакомит челябинцев со старинным ткацким станком.
Укрепляя культурные связи
В течение пяти дней Челябинский ансамбль народного танца «Айгуль» знакомился с культурной жизнью Баймакского района. Сопровождал группу танцоров главный специалист по межрегиональным связям Республиканского дома народного творчества Рустам Багаув — профессиональный кураист, выпускник Уфимской академии искусств и аспирантуры этого вуза. По завершению работы группы в нашем районе нам удалось пообщаться с ним и задать несколько вопросов.
— Какова цель приезда ансамбля «Айгуль» в наш район?
— Встреча челябинского ансамбля с баймакским краем стала возможной благодаря реализации федеральной госпрограммы «Башкиры Российской Федерации». Основным нашим занятием является продвижение новых наработок, достижений в культуре, методической помощи Республики Башкортостан субъектам РФ, где компактно проживают башкиры — в Саратовской, Самарской, Оренбургской, Челябинской, Свердловской областях, Республике Татарстан и других. Ежегодно мы организовываем встречи с ними, для того, чтобы не обрывались культурные связи регионов. Обмен опытом полезен для обеих сторон, потому что способствует сохранению культурного наследия, укреплению национального духа.
— Какие впечатления остались от пребывания на баймакской земле, от работы с нашими коллективами?
— Ваш район мы выбрали не случайно: здесь наиболее сильны традиции, искусство башкирского народа. Сколько творческих личностей взрастила баймакская земля! Участники ансамбля получили большой заряд энергии, вдохновения от знакомства с вашим районом. Приятно, что везде нас встречали полные залы зрителей, особенно радует, что было много детей. Старшее поколение уже не забудет свои песни, танцы, оно навсегда останется приверженцем своей культуры, своего искусства. А у юношества необходимо воспитывать вкус к своей национальной культуре, любовь к родному искусству. Эта поездка для челябинцев стала очень познавательной и плодотворной, надеюсь, что у баймакцев тоже остались приятные впечатления.
— Вы часто сопровождаете творческие коллективы в поездках в регионы. Как там живут башкиры? Везде ли одинаковы их единство и сплочённость?
— Мы побывали в разных субъектах Российской Федерации. Например, в Оренбургской области местные башкиры-предприниматели очень сильно поддерживают национальную культуру, искусство, самодеятельных артистов. И, наоборот, затухающей показалась жизнь в башкирских деревнях Курганской области… Одним словом, люди везде живут по-разному, но радует, что петь и танцевать на родном языке они не разучились.
— Спасибо за беседу. Успехов Вам в дальнейшей работе.
З. Гадельшина
Н снимке: Рустам Багаув: «Главное в умении играть на курае — правильная постановка дыхания»
См. также здесь - http://hakmar.blogspot.com/2012/03/blog-post_20.html
ОтветитьУдалить