пятница, 6 июля 2012 г.

Люди нашего города

Меня называли «Горняк»!


В год, объявленный Президентом страны Годом российской истории, мы вспоминаем не только события, оставившие глубокий след в истории нашей страны, но и людей, которые, как маленькие частицы большого механизма, создавали эту историю, были неотъемлемой её частью.

Ахият Гаитбаев — типичный представитель старшего поколения россиян, имеющий за спиной годы жизни, наполненные горем и печалью, счастьем и радостью. В его мудрых глазах и стариковских морщинах отражена горькая судьба, дающая нам повод для гордости за стойкость и силу духа простого человека.

— Мой отец был муллой, учился у Халиля-хазрата в Тавлыкаеве. Когда началась коллективизация, большевики, отобрав всё имущество, посадили его в тюрьму. В городе Белорецк он просидел шесть месяцев, — вспоминает свое детство Ахият Гаитбаев. — В нашей семье было восемь детей: шесть сыновей и две дочери. После ареста отца нас выселили и наш дом сделали средней школой села I-Иткулово. Мы скитались где попало. В 1933 году стали жить в деревне Гадельбаево. Отец и братья работали старателями. В 1937 году переехали в Кульюртау. Отец занимался промывкой золота. Жизнь начала потихоньку налаживаться: стали содержать корову и лошадь.

Когда я учился во втором классе, отца позвали на аят в деревню Буранбай. Там, во время молитвы, он был задержан двумя милиционерами. Его расстреляли в 1940 году. В 1982 году в районной газете «Октябрьское знамя» вышел список 50 посмертно реабилитированных наших земляков, среди которых был и мой отец.

Когда Ахият Гаитбаев узнал об оправдании своего отца, он начал писать письма в прокуратуру. Ему отвечали по-разному: якобы тот погиб во время лесозаготовок, пропал без вести. Становится известно, что Юсуп Гаитбаев, просидев три месяца в Баймакском изоляторе, пешком был отправлен через Акмурун в Уфу. Как был расстрелян и где похоронен — неизвестно.

После задержания Юсупа Гаитбаева, членов его семьи, как родственников «врага народа», нигде не принимают на работу. Четверо сыновей участвуют в Великой Отечественной войне, но вернуться было суждено лишь одному из них...

По рассказам Ахията Гаитбаева, в 1943 году он работал старателем в Кульюртау. «В те годы мы много золота сдавали государству, — вспоминает он. — За один месяц мы сдали три килограмма золота и получили благодарственное письмо и подарки от И.В. Сталина».

Какое-то время он работает на сибайском предприятии «Сибайзолото», потом возвращается в Кульюртау. В 1952 году поступают первые экскаваторы и дедушка Ахият учится на экскаваторщика. В 1958 году закрывается карьер, на его месте начинаются гидравлические работы. А. Гаитбаев осваивает профессию мониториста. «Графское озеро появилось именно из-за наших гидравлических работ. Я смотрю на монитор и пускаю воду на почву. Почва вымывается, золото — остается».

Дедушка многие годы жизни отдал золотодобывающему промыслу. В 1967-1977 годах работал на гидравлических работах в деревне Гадельша, в 1978 году — экскаваторщик Семеновского отделения Тубинского рудника. В 1982 году, посвятив 39 лет добыче золота, он вышел на заслуженный отдых.

— Многое пришлось повидать за эти годы, — рассказывает дедушка Ахият. —  Добыча золота — нелегкое дело. Бывало, летом бригада из девяти человек за месяц сдавала семь килограммов золота. Я видел и крупное, и мелкое золото. В то время один его грамм стоил 25 рублей. Это — один пуд муки. Поэтому старатели, в отличие от работников колхозов и совхозов, жили в достатке.

Ахият Гаитбаев со своей супругой Янылбикой, которая была родом из села Яратово, дали жизнь восьмерым детям. К сожалению, вскоре после рождения младшего Мираса, Янылбика скоропостижно скончалась. Дом, где росли восемь детей, остался без материнской любви и ласки.

— Спустя год я женился на Юмабике Махияновой, у которой было двое детей. Если вспоминать те годы, моя жизнь напоминает роман З. Биишевой «Униженные», — многозначительно вздыхает Ахият-бабай.

Мы не могли не спросить у дедушки о его тёзке, известном кураисте Ахияте Гаитбаеве.

— Мы оба родом из деревни Буранбай, Ахият приходится мне родственником. Когда я вышел на пенсию, он ещё работал кураистом в районном Доме культуры. А сейчас вон каким знаменитым стал! — поделился своей гордостью за земляка дедушка Ахият.

То, что буранбаевцы люди с музыкальной душой — всем известный факт. Вот и Ахият Гаитбаев в 1948-1953 годах активно занимался музыкой — играл на курае, мандолине и гармони. Ставили концерты в клубе Тубинского рудника. Любил исполнять народные песни, в особенности «Гильмиязу».

Интересная штука — память... Мысленно листая её страницы, то натыкаешься на горестные отголоски прошлого, то умиляешься воспоминаниям былого счастья. «Меня называли «Горняк!» — говорит Ахият-бабай. В этих незатейливых словах таятся и горечь ушедших лет, и гордость за честно прожитую жизнь. В них отражается не только биография простого человека, но и история нашего района, прошлое Южного Урала.

Г. Мирзина.
Фото А. Идельбаевой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.