среда, 27 июня 2012 г.

Экономические флагманы республики

«Башнефть»:

80 лет работы на благо страны и республики


В каждом регионе есть предприятия, которые являются лидерами в своей отрасли, составляют каркас местной экономики. И есть флагманы, которые ведут за собой всю промышленную «флотилию», задают ей курс. Такие предприятия – главная основа экономического благополучия подчас не только конкретного региона, но и страны в целом.

В Республике Башкортостан этим флагманом является «Башнефть» – компания, отмечающая в этом году своё 80-летие. Её история – это целая эпоха, неразрывно связанная с судьбой нашей республики и всей страны.


«Поиск нефти в Урало-Поволжье – это авантюра»


Признаки нефтяных залежей в нашем регионе были обнаружены еще в XVIII веке. В 1753 году башкирский старшина Надыр Уразметов докладывал о нефтяном озере около горы Сарт-Ата, в 1760 г. уфимский купец Санеев и башкирский старшина Якшембетов сообщили об открытии месторождений на реке Инзер. Знаменитый учёный, естествоиспытатель и географ Петер Симон Паллас, посетив наши места, писал, что башкиры употребляли «...смолистую воду не только для полоскания и питья во время молочницы во рту и чириев в горле, но и рачительно собирали самую нефть».

Во второй половине XIX века местные помещики и купцы бурили многочисленные скважины, но не добились большого успеха, поскольку поиски велись без научной основы, без учёта геологического строения районов. В 1900 г. городской голова Стерлитамака А.Ф. Дубинин обратился в Горный департамент с просьбой рассмотреть вопрос «о возможности поставки за счёт казны разведок на нефть в районе деревни Ишимбаево». Однако известный геолог А. А. Краснопольский, проведя исследования, в 1901 г. пришёл к заключению, что «нет оснований рассчитывать на получение здесь промышленных количеств нефти». Его вывод подтвердил в 1916 г. геолог А. П. Замятин.

Ситуация изменилась в начале 20-х годов, когда выдающийся учёный И.М. Губкин, член Главного нефтяного комитета и руководитель Главного управления сланцевой промышленности, теоретически обосновал наличие богатых залежей нефти в нашем регионе и настоял на тщательном его изучении. Летом 1929 г. по инициативе Губкина в Башкирию были направлены три специальные геологические партии. В Москве очень многие не верили в успех этого начинания: Геологический комитет заявил, что поиски нефти в Урало-Поволжье – «такая же авантюра Губкина, как и Курская магнитная аномалия».

Руководитель одной из геологических партий, А. А. Блохин, осенью 1930 года на основе своих исследований наметил точки на правом берегу реки Белой в районе Ишимбаево и заложил четыре глубоких структурно-разведочных скважины. В первые дни марта 1931 г. трест «Востокнефть» приступил к бурению.

Работа шла нелегко. И не только потому, что земля не спешила отдавать своё «чёрное золото» – противники Губкина продолжали критиковать целесообразность нефтеразведки в нашем регионе. На совещании геологов-нефтяников в начале 1931 г. много говорили о бессмысленности бурения в пустых структурах на «мертвую» уральскую нефть. В августе того же года из треста «Востокнефть» поступило указание прекратить бурение скважины № 703, заложенной группой Блохина. Он, его помощник геолог М.А. Саушкин и рабочие-буровики выступили против этого решения. Их доводы возымели действие, бурение было продолжено.

И вот 16 мая 1932 года дала промышленную нефть скважина № 702, пробуренная бригадой мастера М.И. Коровина, а 3 июня забил фонтан из скважины №  703! Так на карте страны появился новый нефтяной регион, а скептикам пришлось признать свою полную неправоту.

Выступая на III сессии БашЦИКа в 1932 году, А. А. Блохин сказал: «Уже первые нефтяные фонтаны Стерлитамака дают указание на промышленное значение этого месторождения, представляющего собой большой интерес с точки зрения экономики всей страны и, конечно, исключительный интерес с точки зрения индустриализации Башкирской республики...» Первооткрыватель Ишимбайского месторождения и основатель нашей нефтяной промышленности был прав.

Трудное начало


Тяготы, с которыми приходилось сталкиваться нефтяникам-первопроходцам, сегодня кажутся просто неимоверными.

Всю технику для первых скважин приходилось перевозить до Ишимбаево за 120 километров, со станции Раевка, на лошадях и даже верблюдах. В то время бурение велось на паровой энергии, требовались огромные 12-тонные котлы – для транспортировки одного такого котла приходилось запрягать 40 лошадей! Несколько пар лошадей требовалось и чтобы довезти один буровой станок. Сложно представить, как такие повозки преодолевали бездорожье, овраги, проходили вброд реки… Но работу надо было продолжать во что бы то ни стало, и она продолжалась.

Нефтяников часто подводила техника – используемое оборудование было разработано для бурения в южных нефтяных районах, и в условиях Урала быстро выходило из строя. В связи с этим скорости бурения были низкими: в 1932 году на всем Ишимбайском месторождении было пробурено всего 8 километров скважин. Не хватало квалифицированных рабочих, специалистов.

Быт первых нефтяников был очень суровым и далёким от комфорта. Развитая инфраструктура, нормальное жильё, асфальтированные дороги, вахтовый транспорт – всё это являлось уделом будущего. В 30-х годах рабочие и руководители буровых работ круглый год жили в землянках, палатках, бараках-времянках...

С открытием промышленных запасов нефти ситуация начала постепенно меняться.

Дорога для «чёрного золота»


Развертывание добычи на первом в республике Ишимбаевском месторождении во многом зависело от своевременной транспортировки нефти. И  25 июля 1933 года Совет Труда и Обороны под председательством В. М. Молотова принял решение о строительстве железной дороги Уфа-Ишимбаево, поручив Наркомату тяжёлой промышленности завершить строительство в максимально короткий срок.

Сооружение этой дороги входило в число первоочередных задач второй пятилетки, в строительстве участвовала вся Башкирия. Менее чем за год необходимо было выполнить огромный объём работ: уложить около трёх миллионов кубометров грунта, построить 177 километров железнодорожного полотна, 20 километров станционных путей, множество мостов…

В начале января 1934 года на строительстве трудились две с половиной тысячи человек, а к июлю – уже 12 тысяч. В этот период земляное полотно было в основном подготовлено для укладки пути. А уже 28 сентября была закончена укладка рельс на всём протяжении дороги.

Героический труд строителей при почти полном отсутствии машин и механизмов увенчался победой – столь необходимая для развития башкирской и всей советской нефтепромышленности дорога была построена в рекордно короткий срок. 1 октября 1934 года, через год после начала строительства, первые 12 цистерн нефти отправились в путь по маршруту Ишимбаево-Уфа.

С открытием движения по этой дороге началось промышленное освоение нефтяных богатств региона, которое получило дальнейший толчок к развитию в мае 1936 года, с началом строительства нефтепровода Ишимбаево-Уфа.

Война


Нефтепромыслы Башкирии приобрели особое значение во время Великой Отечественной войны, когда доступ к нефти Кавказа был практически отрезан. Нефть – это кровь войны, поэтому за четыре военных года темп геологических работ на башкирских нефтепромыслах увеличился в несколько раз, было пробурено столько скважин, сколько до этого было пробурено за десять лет.

На тот период большую роль в увеличении нефтедобычи сыграло освоение Кинзебулатовской складки, проходившее под руководством молодого геолога А.А. Трофимука, ставшего впоследствии действительным членом Академии наук, крупнейшим советским учёным в области геологии, геохимии, нефтеразведки и нефтедобычи. Под руководством Трофимука были начаты поисковые работы на правобережье реки Белой, в Карлинско-Кинзебулатовской зоне складок. Первые скважины показали отсутствие пород-коллекторов, и  многие видные геологи настаивали на  прекращении бурения. Однако Трофимук был уверен – он на верном пути! Время доказало его правоту – в 1943 году из новых скважин ударили первые фонтаны.

Огромную роль в резком наращивании промышленной мощи нашей республики, в том числе нефтяной отрасли, сыграла эвакуация. На Урал были перевезены тысячи высококвалифицированных специалистов. Благодаря этому потенциал Башкирии как нефтяного региона многократно возрос.

Во время Великой Отечественной войны нефтяники Башкирии вносили вклад в Победу не только героическим трудом на нефтепромыслах, но и ратными подвигами на полях сражений. С первых же военных дней сотни буровиков и рабочих с нефтезаводов были мобилизованы, многим не суждено было вернуться в родную Башкирию...

Среди павших смертью храбрых – выпускник Стерлитамакского нефтяного техникума, танкист, Герой Советского Союза Г. Ш. Арсланов, рабочий Ишимбайского нефтепромысла, легендарный снайпер Карельского фронта Н. И. Колокольцев… Овеянные воинской славой, с многочисленными орденами и медалями вернулись домой помощник машиниста Ишимбайской конторы бурения, танкист Х. С. Ибрагимов; бурильщик управления «Туймазанефть», лётчик, Герой Советского Союза А. С. Горин; бурильщик треста «Туймазабурнефть», Герой Советского Союза Ш. Ю. Гатиятуллин, буровой мастер Ишимбайского УБР Ф. П. Федосеев, нефтяник, артиллерист, Герой Советского Союза Г. Г. Аскин, мастер бригады по подземному ремонту скважин Ф. А. Шальков, токарь треста «Ишимбайнефть» М. Г. Жигалов и многие, многие другие.

Место нефтяников, ушедших на фронт, заняли женщины, пожилые люди, подростки. В то время, когда наши войска стояли насмерть в Севастополе, Керчи, Сталинграде, не давая войскам противника обрести контроль над южными нефтепромыслами, на башкирских месторождениях и перерабатывающих заводах круглые сутки шла тяжелейшая работа, девизом которой было «Всё для фронта! Всё для победы!» И, безусловно, нефтяники Башкирии внесли в нашу великую Победу огромный и неоценимый вклад.

«Второй Баку»


Туймазинское месторождение было открыто в 1937 году, а в 1942 году было принято решение о бурении в Туймазах разведочной скважины для поиска девонских отложений. Вероятность залегания нефтеносных структур под холмами и долинами западной окраины Башкирии, в Туймазинском районе теоретически обосновал академик И. М. Губкин. Здесь не было никаких видимых признаков наличия нефти, и, следуя настояниям Губкина, геологи-разведчики ушли от поиска поверхностных признаков нефтегазоноскости и устремились на разработку глубинных структур, руководствуясь данными геофизических исследований и теоретическими построениями.

25 сентября 1944 года скважина №100, пробуренная по проекту геолога М. Е. Торяника бригадой мастера А. Т. Трипольского, вскрыла несколько пластов нефтеносных песчаников. Так была найдена девонская нефть, которая сыграла огромную роль в развитии отечественной нефтяной промышленности. В стране появился «второй Баку».

Скважину № 100 начинала бурить бригада мастера В. Н. Андрияшина, который впоследствии вспоминал: «Бурить скважину мы начали в самый последний день февраля. Зима в тот високосный год была суровой и бураны сильными. До мая пробурили 1200 метров. Каждая вахта работала по 12 часов, без выходных. Часто выходил из строя инструмент, рвались трубы. Вспоминаю своих бурильщиков Антохина, Туровского, Дойникова, женщин, которые были в то время в каждой вахте. Не жалели сил все».

Одна только скважина на девонских отложениях стала давать нефти больше, чем все остальные 57 скважин туймазинских промыслов. Первые шесть девонских скважин давали ежесуточно 1100 тонн «чёрного золота». С открытием девона Туймазинское месторождение вошло в пятерку уникальных, самых крупных по запасам нефти месторождений мира.

Золотой век


В послевоенные годы башкирская нефть сыграла одну из ведущих ролей в восстановлении советской экономики. Уже к середине 50-х годов республика вышла на первое место по объёму добычи нефти в СССР. Фактически всего за два десятилетия (невероятно короткий срок по историческим меркам!) вчерашний аграрный регион превратился в одного из лидеров промышленности огромной страны.

В 1949 году было открыто крупнейшее Серафимовское месторождение, а вскоре на картах нефтяных районов появились Шкаповское, Ардатовское, Манчаровское и другие крупные месторождения.

В июле 1953 года была открыта Краснохолмская группа месторождений, а в ноябре 1955 года – Арланское месторождение, ставшее самым крупным в республике. В том же году наша республика опередила Азербайджан, добыв за год 15,5 миллионов тонн нефти, и вышла на первое место в стране.

В 1959 году нефтяники Ишимбая открыли Канчуринское газоконденсантное месторождение, и в республике появилась ещё одна важнейшая отрасль – газодобывающая.

В 1967 году был достигнут максимальный уровень нефтедобычи – 47,8 миллионов тонн в год. На протяжении следующего десятилетия уровень добычи оставался стабильно высоким и составлял 40 миллионов тонн нефти в год.

Башкирские нефтяники первыми в отрасли разработали и внедрили многие новшества, передовые технологии бурения и добычи нефти. На наших нефтепромыслах впервые в стране были использованы турбобуры, электробурение, промывка забоев водой, проходка скважин малого диаметра, разбуривание кустовым способом и многое другое.

Выдающийся руководитель


Говоря об истории «Башнефти», нельзя не вспомнить человека, чья судьба на протяжении двадцати лет была связана с башкирской нефтью. Это – Степан Иванович Кувыкин.

Его трудовая биография началась в 1927 году на Бакинских нефтепромыслах, где он прошёл путь от рабочего-буровика до директора нефтеперерабатывающего завода. В апреле 1942 года Степан Иванович был направлен в Башкирию, где сначала возглавил «Башнефтекомбинат», а затем и «Башнефть», которой руководил 15 лет.

Он принял руководство, когда объём добычи нефти в республике составлял 1 миллион тонн, а к моменту, когда Кувыкин покинул руководящий пост в 1958 году, объём добычи составлял уже 23 миллиона тонн в год! Под его руководством и при непосредственном участии было открыто более ста месторождений, из которых добыто свыше шестисот миллионов тонн нефти и более тридцати пяти миллиардов кубометров газа.

С. И. Кувыкин был талантливым организатором, инженером, крупным хозяйственным и государственным деятелем, автором 60 научных трудов. Многое было сделано им для улучшения жизни нефтяников: при участии Кувыкина были заложены и строились города Ишимбай, Октябрьский, Нефтекамск, посёлки Серафимовский, Приютово, Семилетка, Красный Холм. Люди, которым довелось работать рядом со Степаном Ивановичем, вспоминают его порядочность, доброжелательность, чуткое и внимательное отношение к коллегам. Сам Кувыкин говорил: «Я не только руководил коллективом нефтяников Башкирии, но и сам у него учился, рос вместе с ним».

Имя Степана Ивановича Кувыкина золотом вписано в историю нашей нефтяной промышленности благодаря его безграничной преданности делу и высочайшему профессионализму.

Новые горизонты

Тяжёлый, подчас героический труд многих поколений обеспечил расцвет и славу нефтяной промышленности Республики Башкортостан. И лидером этой отрасли по-прежнему остаётся «Башнефть».

Сегодня «Башнефть» – это современная компания с мощным производственным потенциалом, нацеленная на успешный рост добычи, развитие высокотехнологичной переработки и формирование устойчивых каналов сбыта.

В 2011 году ОАО АНК «Башнефть» получила лицензию на  участок недр федерального значения, включающий месторождения им.  Р. Требса и  А. Титова в  Ненецком автономном округе. Можно с уверенностью сказать, что для компании это стало началом нового важнейшего этапа.

А значит, история «Башнефти» продолжается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.