среда, 25 апреля 2012 г.

К 100-летию А.А. Атангулова

Был в юности моей опорой

1949 год. После окончания семилетней школы с похвальной грамотой, из деревни Чуюнчи-Чупаново Зилаирского района я пешком добрался до Баймака (около 120 км), чтобы поступить в горно-металлургический техникум.

Меня, старшего сына в многодетной семье, родители хотели отправить учиться в педагогический техникум, который находился в селе Зилаир. Мотивы их были таковы: в деревне авторитет учителей был очень высок, к тому же получали они зарплату в денежном выражении, а в колхозе — 140 трудодней и больше ничего! В педтехникуме платили стипендию в размере 140 рублей. Но учёба моя не пошла, из-за «тройки» по пению я лишился стипендии. А вот в Баймакском техникуме стипендия была тогда 280 (!) рублей. Значит, можно прожить без помощи из дома. Так что, главный козырь у меня был. К тому же у меня превалировало знание технических предметов: математики, физики, химии и т.д. Похвальная грамота давала право устроиться на учёбу без вступительных экзаменов.
До начала занятий я был на приёме у директора Абдрахмана Абдулгалимовича Атангулова, который встретил меня с улыбкой, признался, что сам из лесных районов. Говорили на двух языках, по-татарски и по-русски. Он мне сразу понравился: интеллигентное лицо, густые черные брови, в горняцкой форме. Позже он представил меня преподавателям физики и электротехники С.Х. Хасанову, математики — Р.А. Бикметову. Чуть позже познакомился с преподавателем химии А.Х. Бурхановым. Устроили меня в общежитии в двухместной комнате на первом этаже. Со мною поселился симпатичный парень из Бурибая — Борис Адельгильдин.

Слово об авторе

Хамид Нурисламович Гизатуллин (10.02.1932 г.р.) родом из Зилаирского района. Окончил Башгосуниверситет, преподавал в Уральском политехническом институте и в Институте повышения математических знаний для преподавателей. С 1985 года по 1987 год — заведующий отделом экономических исследований Башкирского филиала АН СССР, с 1987 по 1997 годы — заместитель председателя Президиума Башкирского научного центра ИЭ УРО РАН, с 1992 года по 1997 год — директор Института экономики и социологии УНЦ РАН. В 1991 году избирается членом-корреспондентом Российской Академии наук. С 1997 года — советник РАН, главный научный сотрудник УРО РАН. Им опубликовано более 400 научных трудов, в том числе 35 монографий.
Профессором, доктором экономических наук Х.Н. Гизатуллиным подготовлено 60 кандидатов наук и 15 докторов наук.

За первый семестр я заработал отличные оценки по всем предметам, кроме русского языка. После успешного окончания первого курса мне выделили туристическую путевку в г. Миасс с обязательным посещением Ильменского заповедника, где находился уникальный карьер полиметаллических руд (около 200 видов). Абдрахман Атангулов порекомендовал изучить этот карьер. К сожалению, на покупку образцов минералов, которые там продавались в специальной упаковке, денег у меня тогда не хватило...
Директор техникума искренне хотел сделать из меня геолога. После второго курса как отличника отправил на практику в Семёновский рудник на добычу золота. Всего нас было трое студентов. Два месяца мы вкалывали на глубине 103 метра, от забоя на тачках таскали золотой песок к стволу шахты (вот когда пришло понимание, что нам не зря платили большую стипендию). Работали там, кстати, одни заключенные: немцы, грузины, азербайджанцы, крымские татары.
Надо отметить, что все преподаватели меня опекали (скорее всего, по согласованию с директором). Мои успехи в учебе были настолько хороши, что преподаватели, читая лекции, оглядывались на меня, чтобы не ошибиться в математических выкладках. Преподаватель физики С.Х. Хасанов практиковал такую методику: первый час лекции обычно посвящал проверке прошлого урока, а мне давал билеты для решения усложненных задач (пересаживая при этом за передний стол). На втором часу он начинал новый материал. За тридцать минут до окончания выводил на доске дифференциальное уравнение, потом вызывал меня для его решения. Кстати, С.Х. Хасанов всегда давал мне изучать дополнительную научную литературу.
Был и такой случай. В группе у нас училось 23 парня (девчат не было). Прихожу на экзамен за семестр, но преподаватель спрашивает меня совсем о других вещах: какие газеты читаю, какое кино смотрю, каким видом спорта занимаюсь и т.д. В результате мне ставит «5», а остальным двадцати двум студентам — «2». Пошла вокруг меня молва, что я будущий ученый. Ребята дипломные работы делают, а по математике «не секут», на консультацию ходили ко мне.
Конец третьего курса. Материалы теории изучены. Впереди последний курс и длинная преддипломная практика. Но политическая ситуация в стране обострилась. Шла война на Корейском полуострове (считай, война между СССР и США). Появились реактивные самолеты-истребители МИГ-15. Для их эксплуатации нужно было срочно готовить грамотных специалистов. Военкомат решает отобрать семь студентов с хорошей успеваемостью для отправки в военное авиационное училище. В их число попадаю и я. Через некоторое время мы в стратегической авиации Черноморского флота, а там надо служить четыре года!
Весь период службы я продолжал переписку с техникумом. В письмах Атангулов и Хасанов рекомендуют мне сдать экстерном экзамен за среднюю школу и после службы поступать в университет на физико-математический факультет. Я послушал своих уважаемых учителей и в Симферополе получил аттестат. Осенью 1956 года демобилизовался. Устроился в среднюю школу города Кумертау преподавателем физики, математики, электротехники, химии, астрономии. В 1957 году поступил на заочное отделение БГУ, закончил его с отличием. Далее вся моя научная карьера продолжительностью 50 лет состоялась в системе АН СССР...
...Уже живя в Уфе, каждое воскресенье по старой привычке ходил я в общую баню. К моему удивлению, однажды встречаю там Абдрахмана Атангулова. Он меня узнал, а я его «брови» не забыл. Абдрахман Абдулгалимович меня просит: «Хамит, син минем арканы нык итеп ышкы эле! (Потри мне спинку посильнее, пожалуйста!)». Я его просьбу выполнил. Узнав, что учусь в БГУ, высказал просьбу: «У меня там учится куча моих парней, бик укырга тырышмыйлар, кызлар бэлян шаяралар. Шуларны курсэн, эйт эле, син бит оло кеше! (не стремятся к знаниям, всё с девочками дружат. Увидишь их, скажи, ты ведь большой человек!)».
В этом весь он, уважаемый наш Абдрахман Абдулгалимович...

Постскриптум. Созданный в Баймаке горно-металлургический техникум, укомплектованный высококлассными преподавателями, безусловно, способствовал росту научно-культурного потенциала района. Темясовский педтехникум (в сущности, мини-политехнический институт), средние школы, медеплавильный завод в совокупности представляли культурный очаг в Зауралье и способствовали развитию промышленности, расширению влияния научно-технической интеллигенции. В этом процессе неоспорима огромная заслуга выдающихся преподавателей БГМТ А.А. Атангулова, Р.А. Бикметова, А.Х. Бурханова, С.Х. Хасанова, а также многих инженеров горного профиля, геологов и металлургов. Было бы справедливо, если руководство Республики Башкортостан приняло постановление о присвоении этому техникуму имени Абдрахмана Атангулова.

Х. Гизатуллин, член-корреспондент РАН.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.